Купили некачественный кондиционер? Как быть дальше?
Вы приобретаете кондиционер. А задумывались ли вы о том, что будет если он окажется нерабочим (ведь кондиционеры не проверяют при продаже). То, что в вашей квартире снова будет жарко, это еще пол проблемы. Ведь кондиционер, это не тепловентилятор который можно положить в сумку и отнести продавцу, либо в сервисный центр.
Если это оконный кондиционер, то нужно будет демонтировать раму для того, чтобы его снять, а если сплит-система, то нужно придется снимать и внутренний блок и внешний. А кто это будет делать и за чей счет? Давайте обратимся к российскому законодательству.
В случае когда кондиционер был приобретен для личных нужд, он подпадает под действие закона №2300-1 от седьмого февраля 1992 года. Согласно этого закона потребитель, при обнаружении не оговоренных продавцом дефектов может потребовать замены некачественного товара, товаром той же марки, модели, артикула. Так же покупатель имеет право, отказаться от товара и потребовать возврата денег уплаченных за него.
Причем эти требования покупатель может предъявить не только к продавцу, у которого он купил кондиционер, но и к дилеру, импортеру, а так же производителю техники. Кроме этого, соответствующие требования могут быть направленны к организации или индивидуальному предпринимателю, которым производитель или продавец дали полномочия рассматривать претензии покупателей.
Возникает вопрос, а каковыми должны быть действия организации в адрес которой такие требования были направлены? По закону, организация к которой эти требования были направленны обязана принять товар, а в данном случае выслать к вам работников для снятия кондиционера и доставки его на свою территорию, и при необходимости провести проверку. При данной проверке имеет право присутствовать покупатель.
Если причина недостатков оказывается спорной, то организация к которой были предъявлены требования должна произвести экспертизу за свой счет. В случае когда будет установлено, что недостатки возникли не по вине продавца или производителя, покупатель будет обязан оплатить экспертизу, и все расходы связанные с ней, а так же расходы связанные с транспортировкой и хранением товара. Но если покупатель не согласен с результатами экспертизы, он имеет право оспорить ее в суде.
Теперь немного о сроках удовлетворения предъявленных требований. Закон говорит, что сроки устранения недостатков устанавливаются по соглашению сторон, но не более пяти дней. Если в ходе устранения недостатков выяснится, что установленного времени недостаточно, то стороны могут договориться о продлении сроков. На замену товара, отводится 7 дней, а при необходимости в дополнительной проверке качества, срок может быть продлен до 20 дней. В случае, если во время предъявления данного требования у продавца или производителя нету этого товара, то замена должна произойти в течении одного месяца. Требования об уменьшении цены, на стоимость недостатков, о возмещении расходов на исправление этих же недостатков, или о возврате уплаченной за товар суммы, должны быть удовлетворены в течении десяти дней. За каждый день, потраченный на выполнение данных требований сверх установленных сроков, начисляется пеня в размере 1% от стоимости товара.
И еще стоит обратить внимание на сроки, в течении которых покупатель может предъявить эти требования после приобретения некачественного товара. Это можно сделать согласно общему правилу, в течении гарантийного срока или срока годности товара.
Если стороны не пришли ни к какой договоренности, то покупатель может обратится в суд. Тут для стороны, к которой были предъявлены требования, мало хорошего. Поскольку в следствии вынесения судебного решения в пользу покупателя, данная сторона должна будет возместить не только стоимость товара и судебные издержки, но также заплатить штраф в сумме равной 50% от суммы присужденной в пользу покупателя.
Все вышеописанное касается прав конечного потребителя. Но ведь если кондиционер был не качественным, то часто вины непосредственного продавца (или компании к которой были предъявлены требования) в этом нет, а получается, что «все шишки», достались ему. Собственно продавец, в случае наложения на него ответственности, так же может предъявить требования к организациям стоящим выше него в цепочке продажи, а именно к импортеру или производителю. И далее все приблизительно по той же схеме. Это конечно достаточно нудное и долгое занятие, но другого пути нет. Поэтому, если продавец (или уполномоченная организация) не убежденны в том, что недостатки возникли не по их вине, и не по вине вышестоящих звеньев, доводить дело до суда лучше не стоит. Поскольку потраченное время будет гораздо дороже. Чем все возмещенные убытки.